ПДД в 2021 году и нужны ли права для электросамоката

Последнее обновление 29.05.2021 Антон Третьяк

Всем привет! Сегодня будет пост рассуждений и обмена мнениями. Выясним к какой категории относится наш электросамокат по ПДД и попробуем разобраться нужны ли права для электросамоката. А сначала будет дисклеймер, который я считаю себя обязанным вставить.



Данный материал не является инструкцией, официальной позицией, может содержать ошибки и неточности. Для получения компетентных ответов следует обращаться к официальным документам, в ГИБДД и другие ведомства, исполнительные и законодательные органы.

Мой электросамокат - велосипед, мопед или мотоцикл?
2 самоката по ПДД относятся к разным категориям ТС

В конце поста предложу своё решение вопроса, а там уж как решат наши государственные мужи. Решать то надо. Пробки, экология, ДТП. Для больших городов это уже реальная проблема. В общем, все всё понимают, а пока никак.

Мой электросамокат — велосипед, мопед, или мотоцикл?

Это второй пост (первый пост — ЗАЧЕМ НУЖЕН ЭЛЕКТРОСАМОКАТ, КАК ЕГО ВЫБРАТЬ И ПДД) обсуждения насущной проблемы безопасности движения пешеходов, автомобилистов и владельцев электросамокатов или СИМ — средств индивидуальной мобильности.

Термин СИМ, насколько понимаю, не утвержден еще официально и здесь под ним я буду подразумевать все виды средств передвижения от роликов до мощных самокатов.

Проект изменений/дополнений в ПДД осенью прошлого года был завернут на доработку. Как раз, как мне кажется, из-за очень сложной темы регулирования разношерстного парка СИМ. Грубо говоря — выпихнуть их всех на дорогу и получить трупы самокатчиков и сроки для автомобилистов или уплотнить с пешеходами на тротуарах рискуя повысить статистику несчастных случаев с пешеходами. Куда, как говорится, не кинь — везде клин.

Итак, что сейчас говорит ПДД об электросамокате. Точнее, как классифицирует транспортное средство с электроприводом.

«Велосипед» — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

«Мопед» — двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.

«Мотоцикл» — двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. К мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадрициклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрических транспортных средств), и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт.



Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 31.12.2020) «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»)

Классификация электросамокатов по ПДД

Мой электросамокат - велосипед, мопед или мотоцикл? Классификация электросамокатов по ПДД. Категория М. права для электросамоката
Классификация электросамокатов по ПДД

Довольно ясно. Электросамокат с мощностью мотор-колеса до 250 Вт включительно и максимальной скоростью до 25 км/ч — велосипед. Выше 250 Вт и до 4кВт, имеющий скорость не более 50 км/ч — мопед. И электросамокат со скоростью более 50 км/ч — мотоцикл.

А знаете почему самокаты с мощностью мотор-колеса до 250 Вт признали велосипедом?

Это расчётная усредненная мощность, которую может развивать велосипедист продолжительное время. Поэтому решили, что всё, что выше — уже не велосипед. Скажу, что скорость у велосипеда ~ 32-34 км/ч, а вот у некоторых самокатов она ограничена 25 км/ч.

Обратите внимание, что это не максимальная (пиковая) мощность, а номинальная максимальная в режиме долговременной нагрузки. Указывается она в инструкции. Честно говоря, кажется, что некоторые производители привирают завышая, но ГИБДД вряд ли будет каждый экземпляр китайского no name самоката отдавать на экспертизу, будут смотреть паспорт или каталог моделей и характеристик.

Ну, а пока вы везёте свой самокат, то вы пешеход.

«Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

До сих пор толком ничего не изменилось с той редакции, когда впервые попытались как-то узаконить права и обязанности владельцев электросамокатов.

Категория «М» в водительском удостоверении (ВУ) для водителя электросамоката

Вернёмся к ПДД. Действующая ныне редакция оговаривает права и обязанности пешеходов, велосипедистов и водителей мопедов. В общем случае требования ясны. Читаем ПДД и думаем головой. Не рискуем ни жизнью, ни здоровьем.

По логике и букве закона владельцы довольно мощных самокатов должны получать права с категорией «М», а иные и вовсе «А». В общем то разумно. С одной стороны. Дура под 70 кг весом + ездок (итого >150 кг) и скоростью 110 км/ч с мотором в 11 «лошадок» снесёт не только пешехода, но и зубра. Например, Dualtron X 2 уже не влезает в категорию «М» по скорости. Это чистая категория «А» по ПДД, и даже хоть и имеет мощность 8,3 кВт, но не «А1», потому что:

подкатегория «A1» — мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт;

Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О безопасности дорожного движения»

Дьявол, как говорится, в деталях. Но в той же категории «М» по ПДД может быть самокат с 0,4 лошадиных сил (300 Вт) и 5,43 лошадиных сил (4 КВт). Самокат с мощностью мотор-колеса 300 Вт не затягивает взрослого человека в горку, куда он может легко заехать на велосипеде. А двигатели в 5 л.с. стоят на мотоблоках, например, и тянут прицепы с дровами. Ну вот просто разницу в 13,5 раз представьте себе. Это примерно как Ока и Geländewagen. Так нагляднее.

А что с правами? Срочно бежать сдавать на категорию «М» или открывать её? Посмотрим на действующее законодательство.

Категория М в ПДД

Статья 25. Основные положения, касающиеся допуска к управлению транспортными средствами

7. Российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами категории «A», подтверждает также право на управление транспортными средствами подкатегории «A1» и подкатегории «B1» с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, категории «B» — подкатегории «B1» (кроме транспортных средств с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа), категории «C» — подкатегории «C1», категории «D» — подкатегории «D1», категории «CE» — подкатегории «C1E», категории «DE» — подкатегории «D1E».

Российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами любой из категорий или подкатегорий, перечисленных в настоящей статье, подтверждает право на управление транспортными средствами категории «M».

Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О безопасности дорожного движения»

Получается, что категория «М» и нужна для тех, кому исполнилось 16 и они еще не могут сдавать на права на категорию «В», например. Или для тех, у кого если нет ВУ вообще и в планах нет сдавать на иную категорию.

2. Право на управление транспортными средствами предоставляется:транспортными средствами категории «M» и подкатегории «A1» — лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста;

транспортными средствами категорий «A», «B», «C» и подкатегорий «B1», «C1» — лицам, достигшим восемнадцатилетнего возраста;

Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О безопасности дорожного движения»

Вот, например, случай из практики — Меня остановили на скутере… Права категории «В»С» но «М» не открыта.

Вопросы по ПДД

Думаю, что разумно было бы ограничить скорость (!) не мощность, а скорость движения по дворам. Но она и так ограничена ПДД. Разумно ли привязывать мощность к категории? Почему тогда автомобили с разной мощностью не имеют разных категорий?

UPD: Похоже, что власти г. Москвы решили проблему минимальными телодвижениями — ограничили скорость у арендных самокатов — В трёх парках Москвы ограничили скорость для электросамокатов.

Чем руководствуются разработчики ПДД, когда самокат со скоростью 25 км/ч максимум и разницей в весе 2 кг относят к разным категориям? Разумно ли принудительно выгонять людей на таких самокатах на дороги? У него даже габариты ниже бампера.

А как с указанием поворотов быть? Инструкции к самокатам прямо запрещают снимать руки с руля, так как газ и тормоз только на руле. На велосипеде показать рукой поворот еще можно, но на самокате с колёсами 8-10 дюймов, без сиденья и рамы, стоя, отпустить руку на ходу и показать поворот — очень большой риск оказаться под колёсами у того, кому показываешь. Я могу это сделать на скорости не более 5 км/ч и только левой. А водителям авто хочется отвечать за наезд на самокатчика рухнувшего прямо под колёса? Не думаю.

А как сдавать экзамен на самокат? Некоторые самокаты в принципе не уложатся по времени в скоростной лимит, не имеют заднего хода и довольно сильно отличаются от тех же бензиновых скутеров, по сути, менее мощных мотоциклов.

Высадку и посадку пассажира, например, представили?))) А эстакада? Чтобы тронуться, на некоторых самокатах нужно сначала растолкать его до скорости 3-5 км/ч иначе газ не заработает.

Как решить вопрос с электросамокатами

Как мне кажется, категории СИМ должны быть другими. И, возможно, ездить по правой части тротуара со скоростью не выше, например, 10 км/ч. Но самое лучшее решение — велополосы и велодорожки. Каждая, как минимум, вторая дорога, улица должна иметь велополосу. А еще лучше — ежегодное введение в строй тысяч километров велодорожек в каждом городе и между ними.

А мопедами предлагаю признавать электросамокаты, которые реально могут участвовать в дорожном движении — оборудованные штатно светосигнальной техникой (повороты, стоп, аварийка, ходовые огни), имеющие сиденье, штатные зеркала заднего вида и диаметр колёс не менее 13 дюймов. То есть, по сути, электрический аналог бензинового скутера.

А самое главное на любой дороге — БЫТЬ ПРЕДСКАЗУЕМЫМ! Культура и инфраструктура. Другого выхода я не вижу. А что вы думаете по этому поводу?

Рейтинг статьи: Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 Оценили: 19
Загрузка...

Понравилось? Поделитесь ссылкой:


Мы в сетях:

Войдите с помощью вашего аккаунта: 
13 прокомментировали
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии

Здравствуйте! Совсем запутался, нужны права на электросамокат 600ватт,а конкретно на KUGOO M4 PRO

По идее он больше 250 ватт — значит мопед уже. Права М или В,С и некоторых других категорий тоже подойдут. Но скорость больше 50, а это уже мотоцикл)))) Не в курсах даже как тогда))) ПТС же не оформить как на мотоцикл)))

Только URent недавно 1,2 миллиарда получил на развитие. Думаете инвесторы типа Сбербанка не знают во что вкладываются? Если и будет какое изменение в ПДД, то массовых самокатчиков не коснётся.

Это с каких пор м4 про то больше 50 ездить стало, джибустер 2,4 киловатта и то ровно 50 едет

В Сочи готовятся к сезону. С десяток фирм, наверное, проката.

Велошлема было бы достаточно для медленных самокатов. 25 едет самокат и 32-35 велик едет. Шлем за 15 тысяч дороговатое удовольствие, а с ним ещё и ходить потом, на улице же не оставишь….? пристёгнутым к самокату

Да блин, зад*лбали уже с ПДД, делайте им дорожки и полосы. Мне направо уходить, а он сзади справа мне в зеркало светит или в бочину на повороте влетит или попытается прямо передо мной проскочить. Или мотоцикл для мощных или велосипед для остальных и на тротуар или дорожку

Уже вроде приняли про сим?